Рубрики
Научные исследования

Верить, не требуя доказательств — аморально

Скорее всего вы никогда не слышали о Уильяме Кингдоне Клиффорде. Он не состоит в пантеоне великих философов – вполне возможно из-за того, что его жизнь трагически оборвалась в возрасте 33 лет – но никто другой, чьи идеи были бы настолько актуальны для нашего разъеденённого, цифрового века, не приходит мне в голову. Это может показаться немного странным, учитывая что что мы говорим о человеке, жившем в Викторианскую эпоху, самая знаменитая философская работа которого это эссе, написанное 150 лет назад. Реальность, однако, Клиффорда не забыла. Его некогда преувеличенное утверждение о том, что ‘никогда, нигде и ни для кого вера, не требующая доказательств не может быть полезна,’ является не гиперболой, а технической реальностью.

Иллютрация: Shutterstock

В своем эссе «Этика веры» (1877 год), Клиффорд приводит три аргумента, согласно которым верить ответственно — наша моральная обязанность,то есть верить стоит только в то, что подтверждено доказательствами и что мы при желании сможем проверить. Его первый аргумент построен на простом наблюдении- то, во что мы верим влияет на наши действия. Каждый согласится с тем, что наше поведение сформировано той информацией о мире, которую мы принимаем за правду — иными словами тем, во что мы верим. Если я верю в то, что на улице идёт дождь, я возьму с собой зонт. Если я верю в то, что такси не принимает оплату по карте, я сниму наличные перед тем как вызвать машину. И если я верю, что воровство это плохо, то оплачу свои покупки перед выходом из магазина.

То, во что мы верим на самом деле невероятно важно. Ложные убеждения об устройстве мира и общества приводят к появлению плохих привычек, угрожающих нашему выживанию. Если бы R Kelly искренне поверил в слова своей песни ‘I Believe I Can Fly’ я «верю что могу летать» (1996), то, я вам гарантирую, его бы здесь уже не было.

Но речь идет о нашем самосохранении. Так как человек животное социальное, нам прекрасно известно, что наши действия влияют на окружающий мир, а вера в ложные доктрины и постулаты может быть чрезвычайно опасна для всего человечества. Клиффорд предупреждал: ‘Мы все страдаем от прочно укоренившихся ложных верований и смертельно опасных поступков, к которым они ведут…’ Если вкратце, речь идет о том, что небрежные практики формирования веры не правильны с этической точки зрения, а все потому, что мы — социальные животные и если мы во что-то верим, ставки очень высоки.

Наиболее естественное возражение против первого аргумента заключается в том, что некоторые из наших убеждений и верований приводят к разрушительным последствиям, ведь реальность такова, что то, что мы считаем жизненно-необходимой истиной на самом деле абсолютно незначительно для большинства окружающих. Таким образом, утверждение Клиффорда о том, что верить без доказательств не правильно абсолютно во всех случаях, выглядит натянуто. Я думаю, что подобная критика была обоснована – была – но сегодня ситуация изменилась. В мире, где окружающие делятся друг с другом своей верой и убеждениями с минимальными усилиями и возможностью вещания на огромную аудиторию, все до единой верования должны быть последовательны, как и говорил Клиффорд. Если вы все еще считаете, что это преувеличение, подумайте о вере, что сформировалась в пещерах Афганистана и о её влиянии на жизни людей в Нью-Йорке, Париже и Лондоне. Или задумайтесь о том, каким влиянием обладают ежедневные многочисленные публикации в вашей новостной ленте и как они влияют на ваше поведение. В огромной цифровой деревне под названием Земля ложные убеждения распространяются через интернет и социальные сети, так что аргумент Клиффорда действительно являлся гиперболой много лет назад, но сегодня таковой не является.

Второй аргумент Клиффорда гласит, что верить не требуя доказательств не просто всегда неправильно, но плохо сформированные убеждения превращают нас в неосторожных, доверчивых верующих. Клиффорд говорил об этом красиво:

‘Никакая реальная вера, какой бы пугающей и фрагментарной она не казалась, на самом деле ничего не значит; она готовит нас к необходимости верить сильнее, укрепляет питающие её убеждения и делает окружающих слабее; именно таким образом она прокладывает незаметный путь к нашим сокровенным мыслям и способна в один прекрасный день превратиться в действие, оставляя неизгладимый след на нашей личности.’

Переводя слова Клиффорда на современный язык мы видим, что его предупреждения касаются опасности веры безответственной, способной сделать нас легкой добычей для шарлатанов, сторонников теорий заговоров и распространителей фейк-ньюс. Позволить себе быть сторонником ложных убеждений — морально неправильно, ведь нам прекрасно известно какими разрушительными могут быть последствия. Эпистемологическая бдительность гораздо более ценная добродетель сегодня, нежели когда-либо, поскольку потребность проверять противоречивую информацию возрастает по экспоненте, ведь всего пара кликов на смартфоне удерживают нас от риска превратиться в легковерного человека.

Третий и последний аргумент Клиффорда, подтверждающий его тезис о неправильной с точки зрения морали вере без доказательств, заключается в том, что распространяя информацию, мы несем моральную ответсвенность за загрязнение ‘колодца’ общечеловеческих знаний. В Викторианскую эпоху, способ передачи и накопления информации осуществлялся путем речи и письма. Благодаря способности человека общаться ‘наши слова, наши фразы, наши формы, процессы и модели мышления’ становятся ‘общественным достоянием’. Подрывать данное ‘наследие’, так Клиффорд его называл, ложными убеждениями аморально, так как в итоге жизнь каждого отдельного человека зависит от этого жизненно важного ресурса.

Третий аргумент Клиффорда звучит правдоподобно, но утверждение о том, что каждое отдельно взятое ложное убеждение и вера, которой мы придерживаемся, морально оскорбляют общечеловеческие знания вновь кажется преувеличенным. Но реальность снова доказывает правоту Клиффорда, делая его слова пророческими. Сегодня у нас действительно есть огромный резервуар для хранения разнообразных верований, в который постоянно добавляется новая информация — это супер массив данных или Big Data. Нет нужды становится блогером в Twitter или Facebook: все больше и больше наших действий в реальном мире записываются и оцифровываются, а далее алгоритмы уже самостоятельно могут сделать вывод о наших верованиях и убеждениях, прежде чем мы сами захотим об этом рассказать. В свою очередь, этот огромный запас информации используется алгоритмами для принятия решений за и для нас. И это тот же самый источник информации, к которому приходят поисковые машины, когда нам необходимо найти ответы на наши вопросы и приобрести новые убеждения. Стоит лишь добавить вредные ингредиенты в рецепт Big Data и на выходе мы получим потенциально опасный и токсичный продукт. Именно поэтому сегодня нашим моральным императивом является критическое мышление.

Об авторе:

Франсиско Мехия Урибе исполнительный директор Goldman Sachs в Гон Конге. Обладатель учёной степени по философии и экономике Университета Лос-Анджелеса в Боготе, Колумбия; автор блога на портале The Philosopher Blog.

Оригинал

Перевод и редактура*

*Перевод выполнен с разрешения правообладателя

Материал подготовлен специально для Critical Thinking

Автор: Любовь Соковикова

Переводчик с английского и испанского языков, автор Critical Thinking с 2015 года. Также пишу статьи на Hi-News.ru и sceptic.com.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *