Почему мы верим в паранормальное?

В Европе и Америке количество людей, заявляющих об отсутствии религиозных убеждений быстро растет, но количество людей, исповедующих ту или иную религию растет еще быстрее. Более того, среди тех, кто причисляет себя к людям нерелегиозным, большое количество поклонников астрологии, гаданий на картах Таро и любителей паранормального.

Сила сверхъестественных убеждений побудила ученых попытаться разобраться что лежит в их основе. На сегодняшний день исследования, проведенные учеными, говорят о так называемой аномалии (или дефекте) у верующих: религиозные люди не объективны в зрительном восприятии окружающей действительности; люди, верящие во все сверхъестественное легко покупаются на различные бредовые заявления.

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Applied Cognitive Psychology, учёные пришли к выводу, что верующим и религиозным людям приходится прикладывать невероятные усилия, чтобы понять как на самом деле устроен реальный мир.

James Lipnickas

Марьяна Линдеман и Анника Сведхольм-Хаккинен опросили 258 испытуемых, родом из Финляндии, об их религиозных убеждениях — существует ли, по их мнению, «всё знающий и любящий всех Бог» , а также, верят ли они в паранормальные явления (например телепатию и экстрасенсорные способности). Затем испытуемых попросили заполнить серию онлайн тестов и опросник с целью выявить их демографические и психологические особенности. В соответствии с результатами предыдущих исследований, Линдеман и Сведхольм-Хаккинен выяснили, что верующими в основном являются женщины, а также люди, доверяющие интуиции и не склонные к аналитическому мышлению.

Следующим шагом ученых стало выявление способностей испытуемых к понимаю физического устройства мира. Хотя совокупность школьных оценок испытуемых по физике и математике была никак не связана с их сверхъестественными убеждениями, оценки по другому фактору, который исследователи назвали “физической работоспособностью”, были обратно пропорциональны силе веры в сверхъестественное.

James Lipnickas

“Физическая работоспособность” основывается на целом ряде критериев: умение правильно сопоставить перевернутые изображения, решить разнообразные технические и физические задачи, уровень научного знания и тенденция к одухотворению различных вещей и предметов.

Авторы исследования пришли к выводу, что люди с религиозными убеждениями и верой в сверхъестественное больше сконцентрированы на собственных мыслях, и меньше на происходящем в реальном мире. Также, авторы исследования сообщают, что к религиозным убеждениям больше склонны люди, чей фенотип схож с фенотипом людей, имеющих заболевания аутического спректра. (Конечно, данная аналогия не совсем корректна, так как за свою жизнь люди могут несколько раз менять убеждения — от веры в Бога до полного ее отрицания. На эти изменения влияет жизненный опыт, размышления и беседы с людьми. Подобные вещи никак не связаны с заболеваниями аутического спектра. В принципе, вполне возможно, что существуют люди, чей фенотип на протяжении всей жизни удерживает их в рамках магического мышления и веры в сверхъестественное, но подобные примеры науке пока не известны).

James Lipnickas

Испытуемых также просили дать определение таким понятиям как “сознание” и различным предметам (например “цветы”, “часы” итд) и описать их свойства. Например:“имеет духовное происхождение, или происходит в мозге человека”. Когда участники исследования присваивали духовное происхождение цветам, камням или ветру, учёные ставили им низкие оценки по «физической работоспособности».

Но даже если мы будем помнить, что растения, возможно, обладают сознанием, полагать, что у камня есть сознание — фактическая ошибка, очень схожая с верой в Бога или в астрологию.

Склонность видеть во всем одухотворенность похожа на грубую ошибку в инструкции к сложной машине и имеет много общего с верой в Бога; что неудивительно, так как большая часть религиозных убеждений основана на вере в святого духа, который вдохнул жизнь во всё сущее.

Источник

Перевод

Материал подготовлен специально для Critical Thinking

Мозг — просто о сложном.

Как устроен самый сложный орган человеческого тела?

Мозг — величайшая загадка, над которой на протяжении десятилетий бьются ученые из самых разных областей науки. Профессор биологии и нейрологии Стэндфордского университета Роберт Сапольски в одной из своих книг признается, что несмотря на многочисленные научные публикации и конференции, он и его коллеги до конца не понимают как работает мозг. Тем не менее, устройство мозга и его морфологию успели изучить довольно хорошо.

По своей структуре человеческий мозг похож на мозг других млекопитающих, однако он значительно больше по отношению к размеру тела, чем мозг любого другого животного. В среднем его вес равняется полутора килограммам, что составляет примерно 2% от веса человеческого тела.

Мозг — это командный центр центральной нервной системы. Он получает сигналы от органов чувств организма и передает информацию мышцам. Мозг состоит из более чем 100 миллиардов нейронов, которые взаимодействуют при помощи синапсов. Синапсы служат для передачи нервного импульса между двумя клетками, а их количество исчисляется триллионами. Эта сложная взаимосвязь клеток порождает наши мысли и все аспекты существования.

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ

Нейрон: электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приема извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов.

Синапс: место контакта между двумя нейронами.Служит для передачи нервного импульса между двумя клетками.

Серое вещество: главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека.Серое вещество содержится в разных частях мозга и состоит из разных типов клеток вроде нейронов.

Белое вещество: часть спинного и головного мозга, образованная нервными волокнами.

Базальное ядро — скопления серого вещества в толще белого вещества больших полушарий головного мозга позвоночных, участвует в координации двигательной активности и формирования эмоциональных реакций.

Нервная трубка: зачаток центральной нервной системы у хордовых.

ПОЧЕМУ МЫ — ОСОБЕННЫЕ?

Миллионы лет эволюции привели к появлению уникального организма — Homo Sapiens. Именно интеллект делает человека человеком. Сегодня мы заселили практически каждый уголок земного шара, построили города, ракеты и даже были на Луне. Ни одно другое живое существо на планете не способно на нечто подобное.

ВСЕ ДЕЛО В МОЗГЕ

Разрыв между интеллектуальными способностями человека и наших ближайших родственников шимпанзе огромен. А ведь эволюция преодолела его за довольно короткий промежуток времени — шесть или семь миллионов лет. Ученые полагают, что причина наличия интеллекта у человека кроется в нейронах и извилинах. У людей больше нейронов на единицу объема мозга, чем у других животных. А еще мы обладаем самой большой лобной долей в животном мире.

Размер мозга не всегда свидетельствует о высоких интеллектуальных способностях. Например, мозг кашалота более чем в пять раз тяжелее человеческого, но вряд ли кто-то осмелится утверждать, что кашалоты умнее людей. Однако преимущества у большого по размеру мозга всё-таки есть — крупный мозг увеличивает объём памяти. Пчелы способны запоминать всего несколько сигналов, обозначающих наличие корма, в отличие от голубей, которые распознают более 1 800 образов. Но это не сравнимо с возможностями человека.

К тому же, согласно данным центра временной динамики Калифорнийского университета в Сан-Диего у животных соотношение между размером мозга и размером тела может являться более точным показателем ума. Но у нас все иначе. По словам невролога и президента Института науки о мозге Аллена (Allen Institute for Brain Science) Кристофа Коха, мозг гениев мог иметь размер больше или меньше среднего. Например, мозг Ивана Тургенева весил чуть более двух килограммов, а мозг писателя Анатоля Франса едва достигал одного килограмма.

Есть еще кое-что. Вне зависимости от того, как сложился день у каждого из нас, мы можем рассказать о нем в мельчайших подробностях. В отличие от шимпанзе, кашалотов, пчел и голубей. Никакие другие живые существа не могут так свободно общаться. Бесконечно сочетая слова, мы рассказываем друг другу о своих чувствах, делимся впечатлениями, объясняем законы физики и изобретаем новые термины.

Наши разговоры не ограничиваются сегодняшним днем. Мы размышляем о прошлом и будущем, заново переживаем уже прошедшие события, опираясь на ощущения разных органов чувств. Именно благодаря мозгу мы способны прогнозировать будущее и планировать дальнейшие действия.

А ЧТО ВНУТРИ?

До рождения мозг человека сформирован всего на 25%. Остальная часть мозга развивается с большой скоростью уже после рождения. По мере роста и развития мозга происходит формирование нейронных сетей — контактов между нейронами: нужные усиливаются, а ненужные убираются. Этот процесс длится всю жизнь и дарит возможность даже пожилым людям запоминать и учить новые слова. Но основное формирование нейронных сетей происходит в первые 10 лет жизни.

Мы начинаем изучать мозг с периода эмбрионального развития, которое формирует его строение. Именно в это время передняя часть зачатка центральной нервной системы или нервной трубки образует три части, которые дают начало мозгу и связанным с ним структурам:

Передний мозг — состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий.

Средний мозг — часть ствола мозга. Ответствен за осуществление многих важных физиологических функций.

Задний мозг — задняя часть головного мозга вследствие делится на задний мозг и продолговатый мозг.

Сформированный мозг взрослого человека управляет внутренними функциями организма, объединяет сенсорные импульсы и информацию, формирует восприятие, мысли и воспоминания. Мы осознаем себя, мыслим, говорим , двигаемся и меняем окружающий мир не только благодаря постоянно формирующимся нейронным сетям, но и конкретным участкам мозга.

КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА

Кора головного мозга насчитывает более 15 миллиардов нервных клеток и волокон. Кора — это структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3—4,5 мм, расположенный по периферии полушарий и покрывающий их. Из-за того что кора не гладкая, она, можно сказать. «смята» в извилины и разделена бороздами.

Извилины формируют суперструктуру из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной.

• Лобные доли отвечают за решение проблем, суждение и моторные функции.
• Теменные доли ответственны за ощущения, способность писать от руки и положение тела.
• Височные доли связаны с памятью и слухом.
• Затылочные доли отвечают за систему визуальной обработки информации.

Кора головного мозга дарит нам сознательный контроль над действиями.

Кора — самая наружная часть мозга и самая новая его часть. Большая часть сенсорной информации сходится сюда и здесь обрабатывается. Именно из коры к мышцам поступает команда двигаться, здесь происходят математическое и пространственное мышление и формируется и запускается речь. Помимо прочего, кора хранит воспоминания и она же ответственна за наши решительные действия. Иными словами, мышление человека и все сознательные движения берут свое начало здесь.

СТВОЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Ствол головного мозга представляет собой протяжённое образование, продолжающее спинной мозг. В ствол входит четыре структуры: варолиев мостпродолговатый мозгсредний мозг и промежуточный мозгВсе структуры связаны между собой.

Ствол головного мозга передает сигналы от спинного мозга и управляет основными функциями организма.

Помимо передачи сенсорных сигналов, структуры головного мозга управляют непроизвольными функциями. Варолиев мост помогает контролировать ритмы дыхания. Продолговатый мозг управляет пищеварением и кровообращением, а также рефлексами, такими как глотание, кашель и чихание. Средний мозг управляет движением, отвечает за зрение и слух, а также за зрительные и слуховые рефлексы.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ

Конечный отдел ствола головного мозга — промежуточный мозг — сверху покрыт большими полушариями. Несмотря на небольшой размер, промежуточный мозг играет важную роль в здоровом функционировании мозга и организма — он отвечает за сенсорные, двигательные и вегетативные реакции. Промежуточный мозг подразделяется на таламусэпиталамус и гипоталамус.

Таламус, гипоталамус и эпиталамус

Таламус передает сенсорные и двигательные сигналы в кору головного мозга — то есть первым получает и обрабатывает информацию. После передачи информации в кору и после обработки этой информации, кора вновь передает информацию таламусу. И только после этого таламус передает информацию в другие части мозга, таким образом играя большую и важную роль в циклах сна и бодрствования.

В свою очередь гипоталамус соединяет нервную систему с эндокринной системой, ответственной за выработку гормонов. Гипоталамус также отвечает за поддержание гомеостаза — попыткой вашего тела поддерживать нормальный баланс, например, температуры тела и артериального давления.

Эпиталамус занимает небольшой объем мозга и кроме различных нервных образований содержит железу внутренней секреции эпифиз (или шишковидное тело). Функции эпиталамуса связаны с обонянием и регулировкой циклов сна и бодрствования.

МОЗЖЕЧОК

Мозжечок или «маленький мозг» расположен в основании и задней части мозга. Мозжечок связан со стволом мозга тремя парами ножек (нижних, средних и верхних). Нижние ножки соединяют его с продолговатым и спинным мозгом, средние — с варолиевым мостом, а верхние — со средним мозгом и таламусом.

Мозжечок играет важнейшую роль во всех высших функциях мозга — движении, внимании, мышлении, планировании и принятии решений.

Долгое время считалось, что мозжечок отвечает только за координацию движений и равновесие. Однако, согласно последним исследованиям, мозжечок участвует в выполнении и высших функций мозга. В мозжечке в четыре раза больше нейронов, чем в коре головного мозга.

Крупные нервные клетки коры мозжечка — клетки Пуркинье. Своё название клетки получили в честь их первооткрывателя, чешского врача и физиолога Яна Эвангелисты Пуркинье.

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Лимбическая система — древняя часть головного мозга, которая отвечает за вегетативные функции, простейшие физиологические реакции и элементарные эмоции: страх, гнев, ярость, удовольствие.

Полностью согласованного списка структур, составляющих лимбическую систему, не существует, поэтому мы рассмотрим три основных ее составляющих:

Миндалина или миндалевидное тело — так называемое базальное ядро — одно из многочисленных ядер или скоплений нейронов, выполняющих разнообразные функции в головном мозге. Основная функция миндалевидного тела — управление базовыми эмоциями. Кстати, широко известная реакция «бей или беги» берет свое начале именно в миндалевидном теле.

Гиппокамп — участок мозга, который служит важным центром памяти. В нем формируется кратковременная память и начинается ее превращение в долговременную. Важнейший для формирования визуально-пространственных представлений отдел мозга. Передняя часть гиппокампа активно участвует в управлении эмоциями.

Поясная извилина — располагается глубоко в центральной части мозга. Именно этой части мозга мы обязаны способностью переключать внимание с одного объекта на другой, переключаться с одной мысли на другую и видеть различные варианты решений. Считается, что поясная извилина также отвечает за ощущение безопасности.

Эти структуры образуют связи между лимбической системой и гипоталамусом, таламусом и корой головного мозга. Сама по себе лимбическая система играет центральную роль в контроле эмоциональных реакций.

ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ

Помимо рассмотренных выше областей, мозг разделен на левую и правую половины или полушария. В первом приближении они кажутся зеркально симметричными. Важно отметить, что за исключением относительно небольшого числа срединных структур, части головного мозга парные ( левое и правое миндалевидное тело, левый и правый гиппокамп, височные доли и.т.д.) По своим функциям они часто специализированы.

Каждоеполушарие контролирует противоположную сторону тела. Если инсульт происходит в правом полушарии, ваша левая рука или нога могут оказаться ослабленными или парализованными.

Принято считать, что левое полушарие — более аналитическое, а правое активнее вовлечено в творческие и интуитивные процессы. Однако доказательств, подтверждающих особые функциональные различия между полушариями нет. Тем не менее, существуют некоторые важные различия между этими областями. В левом полушарии находится область, контролирующие речь и язык (называемые зона Брока и область Верникесоответственно), а также математические вычисления и поиск фактов.

ДАЛЬШЕ — БОЛЬШЕ

Самый сложный орган тела человека состоит из множества областей, связанных между собой. Нейроны внутри каждой области взаимодействуют достаточно сложным путем. Поэтому, говоря об обеспечении высших функций мозга, не стоит «привязывать» определенную функцию к определенной области. Лучше сказать, что некая конкретная область имеет отношение к эмоциям, речи и памяти.

Точно также не стоит забывать о том, что человек — это не только мозг, но еще и тело. Понять работу мозга, не рассматривая взаимодействие мозговых систем с различными системами организма нельзя. Иногда это очевидно — помните реакцию «бей или беги»? В стрессовой ситуации мозг реагирует повышением бдительности, внимания и улучшением памяти, выбрасывая в кровь «гормоны стресса»: эпинефрин, норэпинефрин и кортизол. Фраза «в здоровом теле — здоровый дух» — как раз об этом.

Сегодня можно сказать, что большое количество белых пятен исчезло с карты мозга. Мы хорошо представляем, как работает одна нервная клетка, выявляем и лечим многие болезни мозга и даже понимаем механизм возникновения чумы ХХI века — депрессии. И несмотря на то, что работы еще хоть отбавляй, мы на правильном пути.

Мы продолжим рассказывать вам о самом сложном органе простым языком. Следите за обновлениями.

Используемые материалы:

Автор: Любовь Соковикова

Редактор: Виталий Соковиков

Материал подготовлен специально для Critical Thinking

Кем захвачены наши мозги?

Отдельные группы паразитов происходят от различных свободно живущих предков и возникали независимо друг от друга, в различные периоды органической эволюции.

Паразиты выживают за счет другого организма — как правило, питаясь им. Но так происходит не всегда. Наиболее изощренные представители группы часто заставляют своих хозяев совершать не свойственные им поступки — например, суицид.

Муравей пораженный паразитическим грибом

Гриб кордицепс однобокий (Ophiocordyceps unilateralis) — вид грибов,паразитирующих на муравьях-древоточцах. Споры этого гриба-паразита попадают на тело муравья и прорастают внутрь его организма. Зараженный муравей превращается в одинокого скитальца в поисках идеального места жительства для своего хозяина — места с оптимальной влажностью и температурой. Когда оно найдено, муравей взбирается как можно выше и крепится на центральной жилке листа. Там из головы насекомого и прорастает гриб, распространяя споры по ветру.

Ланцетовидный сосальщик

Ланцетовидная двуустка или Ланцетовидный сосальщик (Dicrocoelium dendriticum) — крошечный мозговой червь, паразит, которому нужно попасть в желудок овцы или коровы, чтобы продолжить свой жизненный цикл. Двуустка захватывает мозг проходящего мимо муравья и заставляет его — в прямом смысле этого слова — покончить с собой. Днем зараженный муравей ведет себя нормально, но ночью, вместо того чтобы вернуться в муравейник он забирается высоко на стебли трав и вцепляется в них челюстями. Овцы и другие копытные животные съедают зараженных муравьев вместе с травой, становясь окончательными хозяевами паразита.

Myrmeconema neotropicumМуравей, зараженный

Черви нематоды (Myrmeconema neotropicum) паразитируют на древесных муравьях вида Cephalotes atratus — эти муравьи питаются пыльцой, а также фекалиями птиц, которые они собирают с листьев деревьев. Так коварные паразиты попадают в тело муравья, после чего откладывают яйца в брюшке насекомых. Брюшко зараженного муравья становится похожим на ягоду, а ягоды, как известно, привлекают птиц — конечную цель нематодов. Вдобавок ко всему, зараженные муравьи приподнимают брюшко и становятся более медлительными.

Spinochordodes telliniiКузнечик, зараженный

Волосатики или зомби-паразиты Spinochordodes tellinii заражают кузнечиков и сверчков. Spinochordodes tellinii — эточерви, которые живут и размножаются в воде. Кузнечики и сверчки глотают микроскопические личинки при питье заражённой воды. Попав внутрь организма-хозяина личинки начинают развиваться. Когда они вырастают, то впрыскивают в организм насекомых химические вещества, что саботируют центральную нервную систему кузнечика. Под их влиянием насекомое прыгает в ближайший водоём, где впоследствии тонет. В воде паразиты покидают усопшего хозяина и цикл начинается снова.

Toxoplasma gondii

Широкую известность приобрело паразитическое простейшее Toxoplasma gondii. Егожизненный цикл проходит через двух хозяев: промежуточного (любое теплокровное позвоночное, например мышь или человек) и конечного (любой представитель семейства кошачьих, например домашняя кошка). Грызуны, зараженные токсоплазмой перестают бояться кошачьего запаха и начинают стремиться к его источнику, становясь лёгкой добычей.

А ПРОИСХОДИТ ЛИ НЕЧТО ПОДОБНОЕ С ЛЮДЬМИ?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить научно-фантастический роман Роберта Хайнлайна «Кукловоды». В нем повествуется о тихом вторжении на Землю паразитов с Титана, которые живут на спине у людей и полностью подчиняют себе их волю.

Но паразиту не обязательно иметь физическую оболочку. На свете имеется множество идей за которые люди готовы положить жизнь: истина, справедливость, свобода, коммунизм, христианство, ислам. Вспомните, сколько носителей этих идей пожертвовали собой, тем самым обеспечив им выживание и распространение.

Американский философ-когнитивист Дэниел Деннет в лекции об опасных мемах для Ted Talks сравнил подобные идеи с паразитами. По его мнению мозги большинства живущих на планете людей захвачены паразитическими идеями.

МЕМЫ

В 1976 году в свет вышла книга британского биолога-эволюциониста Ричарда Докинза «Эгоистичный ген». В ней ученый предположил, что культура развивается по законам генетики, а Дарвинизм вышел за пределы биологии. Обосновав геноцентричный взгляд на эволюцию, Докинз ввел в лексикон термин «мем».

Мем — единица значимой для культуры информации. Мемом является любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.

Иными словами, каждый раз когда вы умиляетесь фотографиям котиков, красите яйца на Пасху и обмениваетесь рукопожатием с друзьями вы становитесь свидетелем борьбы за выживание, которую ведут между собой идеи, или мемы.

Докинз называет живые организмы «машинами для выживания генов». С точки зрения биологии все мы — инструменты в борьбе эгоистичных генов между собой. Четыре миллиарда лет назад плавающая в первобытном бульоне молекула типа ДНК научилась создавать свои копии. Сегодня она так же приспосабливается к среде, продолжая собственную репликацию.

Вера в Бога по мнению Докинза тоже может быть мемом.

Мемы — аналоги генов в мире информации. Они мутируют, размножаются, соревнуются друг с другом и конкурируют за свое место под солнцем среди носителей. Победу одерживает тот мем, чьих копий наибольшее количество. Для того, чтобы идея стала мемом, она должна содержать в себе нечто, что позволит носителям без проблем ее воспроизводить. Например, вечные образы — Гамлет, Прометей, Дон Жуан или бродячие сюжеты — истории о красавице и чудовище, кочующие из одной культуры в другую.

Эволюция действует в слепую, без руководства со стороны, хотя результаты естественного отбора создают иллюзию осмысленного поведения генов. В теории Докинза мемы тоже понимают законы человеческой природы. Нам может показаться, что они намеренно эксплуатируют самые разнообразные темы — от опасности до групповой идентичности. Вот почему стать жертвой опасных мемов так легко. Все кажется естественным и… разумным. Особенно, если идею поддерживает большинство.

КАК РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ИДЕИ

Идеи или «мозговые паразиты» приспосабливаются и размножаются по аналогии с вирусными эпидемиями. Команда ученых из Университета Колорадо в Боулдере (США) использовала эпидемиологическую модель чтобы отследить как научные идеи путешествуют из одного учебного заведения в другое. Модель показала, что идеи, возникающие в престижных учреждениях, вызывают большие «эпидемии», чем такие же хорошие идеи из менее известных мест.

Еще одно исследование, опубликованное в журнале Американской психологической ассоциации Psychological Scienceв 2013 году, впервые выявило область мозга, связанную с успешным распространением идей. По мнению автора исследования Мэттью Либермана люди приспособились смотреть на вещи с точки зрения пользы не только для них самих, но и для окружающих. «Мы запрограммированы на то, чтобы делиться информацией с другими людьми. Я думаю, что это глубокое утверждение о социальной природе нашего сознания» — говорит Либерман.

В первой части исследования 19 студентам сделали МРТ после того, как они посмотрели 24 видео-идеи будущих телевизионных программ. В ходе исследования студентам было предложено представить себя стажерами телевизионных студий, которые будут рекомендовать шоу «продюсерам», давая оценки каждому просмотренному видео.

Еще одной группе из 79 магистрантов было предложено выступить в качестве «продюсеров». Эти студенты смотрели видео, оцененные стажерами, а затем выставляли свои собственные рейтинги шоу.

Исследователи обнаружили, что у «стажеров», которые были особенно хороши в убеждении «продюсеров», наблюдалась значительная активация в области мозга, известной как височно-теменное соединение, или височно-теменной узел, в то время как они впервые подверглись экспериментальным идеям, которые позже рекомендовали. У этих студентов наблюдалась повышенная активность мозга в области височно-теменного узла, чем у их менее убедительных коллег по эксперименту, к тому же, активность возрастала во время знакомства с идеями, которые не нравились испытуемым.

По мнению авторов исследования, изучая нейронную активность в этих областях мозга, можно предсказать, какие виды рекламы будут наиболее эффективными или заразными.

Стоит ли говорить о том, какой благоприятной почвой для распространения самых разнообразных идей является интернет, в частности, социальные сети. И если научные идеи, путешествующие из одного университета в другой, опасными не назовешь, то сотни статей, видео и комментариев в интернете заражены отнюдь не безобидными идеями — начиная от пользы гомеопатии и реальности магии, заканчивая религиозным фундаментализмом.

ОПАСНЫЕ ИДЕИ

Носители идей стараются распространить их среди других. Таким образом, на лицо глубокий биологический эффект — подчинение генетических интересов прочим интересам. Ни один другой биологический вид не делает ничего подобного.

Каждый из нас ответственен не только за распространение тех или иных идей, но и за возможные злоупотребления ими. Идей, которые стали источниками зла полно. Это происходит потому, что превратить с виду безобидную идею в разрушительную, извратив ее суть очень легко. Именно поэтому идеи опасны.

Одна из причин, по которой мы подвержены влиянию паразитических идей тесно связана с механизмом работы мышления человека — мы допускаем систематические ошибки, основной источник которых кроется в принципах функционирования познания. Например, мы часто строим ошибочные причинно-следственных связи, пытаясь найти связь даже там, где ее нет. Вот что пишет об этом биолог Александр Панчин в книге «Защита от темных искусств»:

«Расскажу еще об одном исследовании, которое, на мой взгляд, проливает свет на популярность целительства и многих других альтернативных медицинских практик. Психологи Чарльз Катания и Дэвид Каттс предоставили участникам эксперимента аппарат, на котором находились лампочки и счетчик баллов, и велели нажимать на одну из двух кнопок всякий раз, как загорится желтая лампочка (она вспыхивала с частотой около ста раз в минуту)[230]. При нажатии на одну из кнопок увеличивалось число баллов, но с задержкой в полминуты, а при нажатии на другую ничего не происходило. Зеленая лампочка давала обратную связь: она загоралась, когда участнику начислялись баллы. Стоило человеку получить вознаграждение после использования бесполезной кнопки – и у него почти обязательно формировался бессмысленный ритуал нажатий. В итоге участники эксперимента ошибочно верили, что обе кнопки важны. Никаких ритуалов у испытуемых не вырабатывалось, если бесполезная кнопка приобретала функцию: некоторое время после ее нажатия баллы не начислялись. Тогда участникам эксперимента казалось, что кнопка ничего не делает, и они использовали только другую, “полезную” кнопку. По иронии их выводы снова оказывались ошибочными. Аналогичным образом многие популярные методы лечения, не имеющие под собой научных оснований, – такие же “бесполезные кнопки”, которые люди неизбежно будут нажимать. В жизни самочувствие редко улучшается сразу, когда делаешь что-то правильное, тогда как со временем мы часто выздоравливаем, даже если ничего и не предпринимали. Вот и возникает большой простор для появления суеверий. Ошибочные причинно-следственные связи подобны оптическим иллюзиям: их сложно не замечать. Остается лишь научиться их распознавать».

Многие ошибки мышления «открывают двери» паразитическим идеям. Как и вирусы, приспособленные идеи прибегают к самым разнообразным когнитивным уловкам и эффективно используют их в своей борьбе за выживание.

КАК НЕ ПАСТЬ ЖЕРТВОЙ «МОЗГОВЫХ ПАРАЗИТОВ»

История человечества — это история борьбы с вирусами. Целые народы исчезали с лица Земли просто потому, что не успели вовремя выработать иммунитет. Хорошие новости заключаются в том, что у нас есть иммунитет ко всему хламу, что завалил периферию нашей культуры.

Чтобы справиться с опасной болезнью, необходимо ее изучить. Надо собрать факты, проработать варианты и разработать наилучшую стратегию действий. Сегодня наш иммунитет кроется в науке и образовании, которые мы распространяем посредством современных технологий. Как и в случае с микробами, решение кроется не в том, чтобы их уничтожить. Внедрение здравоохранительных и прочих мероприятий — вот надежда на победу в этой войне мемов.

Быть осведомленным о многочисленных ошибках мышления, ставить под сомнение собственные убеждения и учиться навыкам критического мышления — не только единственный способ не пасть жертвой опасных мемов, но и обязанность каждого современного человека.

Используемые материалы:

Автор: Любовь Соковикова

Материал подготовлен специально для Critical Thinking

Критическое мышление — прививка от лженауки?

Все больше и больше людей верят в лженауку. Сегодня 50% американцев считают, что человек может обладать экстрасенсорными способностями. Многие утверждают, что ведьмы и телепатия — реальные явления.

В исследовании, опубликованном в этом месяце, отображает потенциальное решение проблемы псевдонаучных убеждений, показывая, что интенсивные уроки критического мышления могут уменьшить количество ложных убеждений. Согласно исследованию, семестровый курс критического мышления сократил псевдонаучные взгляды студентов на целых 45%.

Исследование было озаглавлено «влияние образования в области критического мышления на эпизодически необоснованные убеждения студентов колледжей», и его последствия весьма значительны. Лженаучные убеждения могут привести к плохим и безответственным решениям. Например, отрицание научных доказательств изменения климата уже довольно длительное время подавляет усилия по решению текущей, потенциально катастрофической проблемы. Или посчитайте количество случаев заболевания корью — в одних только Соединенных Штатах их было зарегистрировано более 750.

Исследованием руководили два профессора Калифорнийского университета. Они утверждают, что большая часть проблемы кроется в начальном образовании. Разгоревшиеся политические споры по поводу некогда широко распространенных неоспоримых научных фактов — например, эволюции и изменения климата — привели к тому, что администрации школ принимают решения не преподавать подобные предметы. В свою очередь, выпускники средней школы часто поступают в колледж и выходят в реальный мир плохо информированными.

Одним из способов решения этой проблемы является обучение студентов навыкам критического мышления. Однако результаты этих усилий существенно различаются, поскольку многие эксперты в области образования предполагают, что студенты приобретают навыки критического мышления, изучая гуманитарные и естественно-научные дисциплины в университете. Поэтому авторы исследования решили изучить влияние явного обучения навыкам критического мышления на лженаучные убеждения.

Результаты предварительного тестирования студентов оказались тревожными.

Из более чем 800 студентов, участвовавших в исследовании, 99% сообщили, что верят, по крайней мере, в одну лженаучную идею, включающую в себя все — от исцеления кристаллами до психокинеза и заговора 11 сентября.

По мнению авторов исследования, наиболее распространенные лженаучные убеждения касались здоровья, в то время как теории заговора собрали наименьшее число сторонников.

В рамках исследования авторы изучили три группы студентов. Одна группа прослушала общеобразовательный курс, в который не входило обучение навыкам критического мышления. Другая группа прослушала курс по методологии научных исследований.Третья группа прослушала курс под названием «Естествознание 4: Наука и чепуха.» В курсе, пишут авторы, «явно рассматриваются распространенные ошибки восприятия и логики путем применения навыков критического мышления к утверждениям конкретных эпистемически необоснованных убеждений.»

На курсе «Наука и чепуха» преподаватели предлагали студентам делать лекции по теме лженауки каждую неделю. Докладчики делились доказательствами и аргументами по обе стороны вопроса, обсуждая как существование снежного человека, так и инопланетян. Студенты также писали эссе, которые оценивались по наличию в них аргументов, цитируемых исследований и доказательств.

С каждой неделей обучения дебаты усложнялись. Авторы пишут, что среди тем «были гомеопатия и отрицание изменения климата, где оценка утверждения включает в себя более глубокие знания, сложный анализ и силу личных убеждений.»

В конце семестра студенты из всех трех групп прошли повторное тестирование. Студенты общеобразовательных программ и курса по методологии научных исследований показали небольшое снижение силы лженаучных убеждений. Напротив, необоснованные убеждения студентов курса «Наука и чепуха» резко упали на 45%.

Интересно, что теории заговора, чья распространенность среди студентов изначально была низкой, падали не так сильно, как другие лженаучные убеждения, такие как вера в паранормальные явления. «Сама природа теории заговора заключается в недоверии властям и официальным источникам информации», — пишут авторы исследования. Поэтому неудивительно, что подобные убеждения трудно изменить.

Скептицизм, конечно, может быть полезен. Но не тогда, когда он основывается на интуиции. И, как показывает это исследование, критическое мышление не всегда приходит естественным путем. Скорее, оно требует явной подготовки.

Автор:Хелен Ли Буиг

Оригинал

Перевод

Материал подготовлен специально для Critical Thinking

Как раннее начало трудового дня влияет на здоровье

Хотим мы этого или нет, но график работы оказывает влияние на состояние здоровья — если вы «сова» и испытываете трудности при раннем пробуждении, вам, вероятно, стоит пересмотреть свой рабочий график, так как последствия недосыпа могут оказаться намного страшнее ежедневных опозданий.

Примечание редактора: сон имеет огромное значение для здоровья, производительности и качества жизни. Если вы страдаете от нарушений сна (бессонница, апноэ, синдром беспокойных ног и др.) обязательно обратитесь к врачу.

По мнению хронобиологов, недостаток сна невозможно восполнить чем-либо другим. Хронобиология — это наука, изучающая условия возникновения, природу, закономерности и значение циркадных ритмов, а также взаимосвязи между циркадными ритмами и здоровьем человека.

Циркадные ритмы — биологические ритмы организма с периодом около 24 часов, которым ежедневно следуют все живые существа на нашей планете.

Циркадные ритмы или суточные ритмы напрямую связаны с миллионами лет развития жизни на Земле. Это продукт взаимодействия внутренних биологических часов организма и окружающей среды — не только солнечный свет, но и многие другие факторы определяют поведение, регулируют уровень гормонов, сон, температуру тела и метаболизм. У человека в зависимости от времени суток циклически меняются физиологическое состояние, интеллектуальные возможности и даже настроение.

Осведомленность о работе циркадных ритмов может иметь как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для здоровья. Сегодня ученые связывают недостаток сна и последующее нарушение работы циркадных ритмов с развитием ожирения и депрессии, а также большинства хронических заболеваний.

Чтобы улучшить качество жизни, состояние здоровья и снизить риск возникновения хронических заболеваний, необходимо обратить внимание на естественные склонности своего организма («хронотип”).

ЧТО ТАКОЕ ХРОНОТИП И ПОЧЕМУ ОН ВАЖЕН?

Характер суточной активности человека называется хронотипом. Он отражает суточную динамику функциональной активности различных органов и систем организма. В зависимости от активности человека в то или иное время суток выделяют 3 хронотипа:

«Жаворонки» — утренний тип;

«Голуби» — дневной тип;

«Совы» — вечерний тип.

Каждому хронотипу свойственны специфические особенности жизнедеятельности, обусловливающие высокую устойчивость к одним факторам и выраженную чувствительность – к другим. Именно поэтому «совам», в отличие от «жаворонков», сложно даются ранние пробуждения.

Наши предпочтения в поведении («совы», «жаворонки», «голуби») закодированы в генах — их называют «часовой ген» или «ген периода». Эти гены отвечают за работу циркадных ритмов, контролируют кровяное давление, метаболизм, температуру тела и уровень гормонов. Исследования выявили связь между длиной гена периода и хронотипом человека, а также количеством сна, которое необходимо человеку за ночь.

Согласно исследованию, опубликованному 29 января 2019 года в журнале Nature Communications, хронотип и принадлежность к «совам» или «жаворонкам» отчасти зависит от генома.

Ученые проанализировали данные о геноме почти 700,000 человек. Эту выборку они составили из двух больших баз генетических данных: британской программы Biobank UK и сервиса генетического тестирования 23andMe.

Сравнивая результаты с заявленными предпочтениями испытуемых о сне, международная команда исследователей выявила более 350 вариаций генов, связанных c принадлежностью людей к «жаворонкам». Дополнительный анализ показал, что «жаворонки» ложились спать в среднем на 25 минут раньше, чем носители наименьшего количества генных вариаций.

В ходе исследования ученые выявили связь между хронотипом человека и его физическим и психическим здоровьем. Следует отметить, что «жаворонки» с меньшей вероятностью сообщали о наличии депрессии или шизофрении и с большей о более высоком уровне благополучия. Как уже было известно из предыдущих исследований, у «сов» повышен риск возникновения ожирения, диабета и психических расстройств. Однако сильного перекоса в сторону позднего или раннего пробуждения среди испытуемых, страдающих шизофренией и депрессией ученые не выявили.

Именно поэтому ученые полагают, что режим дня сбивают не психические расстройства, а склонность к жизни в темное время суток, которая также может провоцировать развитие многих заболеваний.

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ВОСЬМИЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Сегодня рабочая неделя с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:00 может показаться чрезмерно регламентируемой. Но эта относительно новая модель труда считалась победой рабочих в 19-м и 20-м веках, которые организовали протестные движения по всему миру с требованием соблюдения прав и улучшения условий труда. Уже в начале XX века на большинстве предприятий Российской Империи был установлен 9-10 часовой рабочий день, а 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1917 года вышел декрет Совета народных комиссаров (СНК) «О восьмичасовом рабочем дне«.

В США в начале 20-го века многие американцы работали в ужасных условиях пока Конгресс не принял Закон о справедливых стандартах труда в 1938 году, который, по сути, сформировал современную американскую рабочую неделю.

Одним из первых предприятий, внедривших восьмичасовой рабочий день, была компания Ford Motor, которая в 1914 году не только сократила стандартный рабочий день до восьми часов, но и удвоила оплату труда своих работников. Предпринятые действия привели к увеличению производительности Ford, а прибыль компании удвоилась за два года.

Это вдохновило многие компании установить восьмичасовой рабочий день на предприятиях.

Причина, по которой мы работаем с 09:00 до 17:00 не имеет к науке никакого отношения. В начале ХХ века восьмичасовой рабочий день позволял предпринимателям эффективно управлять фабриками и заводами.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАБОТА С 09:00 ДО 17:00 ВРЕДИТ ЗДОРОВЬЮ?

В 2015 году профессор Пол Келли из института сна и циркадной нейробиологии Оксфордского университета выступая на фестивале Британской науки приравнял рабочий день с 9:00 до 17:00 к пытке.

Как пишет The Telegraph, обширное исследование, изучившее влияние режима сна на работоспособность и общее состояние здоровья человека, которое провели ученые в Оксфордском университете показало: начало рабочего дня в 9 утра для взрослых людей от 18 до 50 лет вредно для здоровья.

Компании, которые вынуждают сотрудников начинать работу ни свет ни заря, вероятно, наносят ущерб сами себе, при этом увеличивая риск возникновения заболеваний у сотрудников.

«Это огромная общественная проблема. Рабочий день должен начинаться не раньше 10 утра. Взрослый человек может работать с 9 утра только после 55 лет. Внимательно посмотрите на наше общество — оно страдает от депривации сна», — говорит профессор Келли, руководивший исследованием.

По мнению Пола Келли, мы не можем изменить суточные ритмы и приучить организм вставать в определенное время. Наша печень и сердце работают по своему расписанию, а мы просим их сдвинуть его на два-три часа. Эта проблема причиняет страдания людям по всему миру. Самый распространенный вид цивилизованных пыток — это ранний подъем и начало рабочего дня до 10:00 утра.

«Подумайте о тюрьмах и больницах — людей будят по утрам и кормят завтраком, хотя те не голодны. Когда вы не высыпаетесь, вы становитесь послушнее, так как плохо соображаете. Лишение сна это пытка,» — заявил ученый.

Депривация сна оказывает серьезное влияние на здоровье. Если вы будете спать меньше шести часов на протяжении недели, это приведет к изменениям в работе генов. Недостаток сна влияет на работоспособность, внимание, долговременную память и способствует развитию аддиктивных расстройств.

КАК ИЗМЕНИТСЯ РАБОЧИЙ ДЕНЬ В БУДУЩЕМ?

Критики восьмичасового рабочего дня часто говорят о современных технологиях, которые позволяют работать удаленно, а также о создании новых, отличающихся от прежних, рабочих мест. Согласно результатам некоторых исследований, рабочий день продолжительностью всего три часа повышает производительность. Кстати, есть данные, свидетельствующие о том, что большинство трудящихся способны продуктивно работать всего несколько часов в день.

«В будущем никто не будет работать с 09:00 до 17:00. Вместо этого вы просто будете работать в течение дня, одновременно занимаясь своими делами. Вы сможете планировать свой день как хотите,» — говорит канадский писатель Дуглас Коупленд, автор «Поколения Х» и ярый критик современной модели труда.

Позицию Коупленда разделяет Ричардс Брэнсон, предприниматель-миллиардер. Он предсказывает, что рост технологий вскоре заставит общество переосмыслить современную рабочую неделю.

Будущее беспокоит не только писателей и миллиардеров. Основатель Space X Илон Масксчитает, что технологии могут вскоре заставить нас изменить современные представления о трудовой неделе. Это может произойти в том числе из-за искусственного интеллекта, развитие которого угрожает многим профессиям.

«Пересмотр современной модели труда неизбежен. Это в любом случае произойдет, а роботы будут выполнять нашу работу лучше нас», — заявил Илон Маск в 2017 году во время встречи национальной ассоциации губернаторов США.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Современный мир подстроен под «жаворонков»: рабочий и учебный день начинается рано. Это делает многие задачи сложнее для «сов». Постоянный недосып, социальный джетлаг и необходимость подстраиваться под утренне-дневную деятельность может негативно сказаться на их здоровье.

Предпочтение вечерне-ночного образа жизни связано с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний пищеварительной системы, а также может привестик повышению риска развития психических расстройств.

НО КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ГРАФИК РАБОТЫ НЕ СОВПАДАЕТ С РАБОТОЙ ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ?

Как поясняет в интервью МИР24 руководитель университетской клиники МГУ имени Ломоносова и эксперт Европейского общества исследования сна Александр Калинкин: «перевоспитывать «сову» – бессмысленное и опасное занятие. Во избежание негативных последствий для здоровья нужно дать «совам» возможность работать в их графике.

Ломать их просто бессмысленно: это приведет лишь к резкой потере работоспособности, и ни работодателю, ни работнику лучше от этого не станет. Если человек работает в каком-то определенном ритме, надо стараться его придерживаться на протяжении длительного периода времени».

Иллюстрации: Joanna Zofia Krzempek

Если вы выиграли «совиный хронотип» в генетическую лотерею и если речь не идет о патологиях и расстройствах сна, не мучайте себя вредными мыслями о том, как встать пораньше. Вместо этого подумайте как изменить график работы на наиболее приемлемый и соблюдайте гигиену сна: спите в хорошо проветренном помещении, не пейте кофе и алкоголь перед сном, а также не злоупотребляйте гаджетами.

Автор: Любовь Соковикова

Материал подготовлен специально для Critical Thinking